Главная
Учебная деятельность
Научная деятельность
Увлечения
Контакты
Карта сайта

Образование в Санкт-Петербурге

  В истории Российского и Петербургского образования XVIII век занимает совершенно особое место. Уровень развития образования в России в начале XVIII века характеризуется историком А. Вороновым следующим образом: «густая тьма невежества покрывала еще все пространство обширной нашей империи». Единственными рассадниками образования были Киевская и Московская духовные Академии.
   Если в начале века в стране существовали лишь единичные учебные заведения, то к концу века начинает складываться их система, малые и главные народные училища появляются в различных городах России. В становлении российского образования Санкт-Петербург сыграл очень важную роль.
   Опыт постановки образования XVIII века в Петербурге, безусловно, интересен для сегодняшнего дня. Тогда внимание со стороны государства к проблемам образования было постоянным, и это, безусловно, сказалось на последующем развитии российской науки, техники, культуры.

Петр I

   Первое учебное заведение в Петербурге появилось в (1709) 1710 году. Это было немецкое училище, которое располагалась в Доме адмирала Крюйса. Дом находился на том месте, где сейчас располагается Новый Эрмитаж. В школе учились преимущественно дети иностранцев, работающих в Петербурге.
   Первые учебные заведения Петербурга были, в большинстве своем, профессиональными. Их основная задача подготовить к государственной или военной службе. Петербург в первые годы своего существования был городом военных и поэтому в городе существует большое количество военных учебных заведений: Морская Академия, Сухопутный кадетский корпус, Артиллерийская школа.



   Первоначально учебные предметы в школах Петербурга изучались последовательно: сначала полностью один предмет, потом второй учебный предмет, потом третий и т.д. Практика иного изучения относится к 1724 году. Петр I посетил Морскую Академию, отметил низкий уровень преподавания и повелел одновременно изучать несколько учебных дисциплин, выделив на каждую из них 1 день. Такой порядок существовал до 1726 года.

   Во время правления Петра I в Петербурге существуют лишь единичные учебные заведения. Сеть учебных заведений для всех слоев общества появляется только в период царствования Екатерины II.



Дашкова
Ломоносов

   В становлении системы Петербургского образования важную роль сыграли выдающиеся деятели русской культуры и науки: Михаил Васильевич Ломоносов, Иван Иванович Шувалов, Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова, Иван Иванович Бецкой и многие другие.






Бецкой
   Первое учебное заведение специально для женщин появляется в Петербурге в середине 60-х годов XVIII века – Смольный институт. Однако посещать некоторые учебные заведения девочки могли уже во времена Петра I, их можно было встретить в лютеранской школе при церкви Святого Петра, в частных пансионах. Однако, число их было очень незначительно и это были дети иностранцев.


    Специальная подготовка учителей начинается в Петербурге только в 1786 году, когда от Главного народного училища отделяется Учительская
семинария. Начиная с 1794 года, это учебное заведение располагалось на Васильевском острове, в специально построенном здании. Оно сохранились на 6 линии Васильевского Острова до настоящего времени.



Подробнее

  Общая информация

Учебные заведения

   Peterschule

   Морская Академия

   Школа Феофана Прокоповича

   Народные училища

Они были организаторами петербургского образования XVIII века

   Бецкой Иван Иванович

   Прокопович Феофан

   Шувалов Иван Иванович

   Шувалов Петр Иванович

   Янкович-Мириево Федор Иванович

Они преподавали в учебных заведениях Санкт-Петербурга XVIII века

   Аракчеев Алексей Андреевич

   Крюйс Корнилий Иванович

   Мелиссино Петр Иванович

   Орлов Григорий Григорьевич

   Румовский Степан Яковлевич

   Скорняков-Писарев Григорий Григорьевич

   Фарварсон Андрей Данилович

Они учились в учебных заведениях Санкт-Петербурга XVIII века

   Ададуров Василий Евдокимович

   Аракчеев Алексей Андреевич

   Мелиссино Петр Иванович

   Румовский Степан Яковлевич



Смотри также раздел, посвященный основанию Санкт-Петербурга

При подготовке материалов использовались следующие информационные ресурсы:
  1. Историко-статистический очерк общего и специального образования в России. – СПб.: Тип. Р. Киршбаума, 1883. – 258 с.
  2. Колыбель флота. К 250-летию основания Школы математических и навигацких наук (1701 – 1951). – Париж: Издание Всезарубежного объединения морских организаций, 1951. – 328 с.
  3. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII первая половина XIX века./Под ред. М.Ф. Шабаевой – М.: Педагогика, 1973. – 604 с.
  4. Флеровская М.А. Навигацкая школа //Вопросы истории, № 10, 1973.
  5. http://www.ruscadet.ru/history/rkk_1701_1918/1883_1918/mkk/comm.htm - Материалы посвящены Морской Академии (Морскому кадетскому корпусу)
  6. http://ipo.spb.ru/~549/kon4.html – Интересные материалы по истории Peterschule.
  7. http://hronos.km.ru/biograf/prokopov.html – Материалы о Феофане Прокоповича
  8. http://kolibry.astroguru.com/01110917.htm – Материалы о Крюйсе Корнилии Ивановиче
ГЛАВНАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УВЛЕЧЕНИЯ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА
© 2007 Все права защищены.
Hosted by uCoz